Глоссарий Управление проектами

Акт приемки-сдачи работ (sign-off) - соглашение с заказчиком об успешном завершении проекта, его этапа или сдаче результата.

Акционер (stakeholder) - лицо, группа или организационная единица имеющая долю в капитале одного или нескольких предприятий.

Анализ последствий (impact analysis) - процесс анализа всех последствий конкретного изменения. См. также Запрос на изменение.

Анализ функциональных узлов (function point analysis) - метод, используемый для оценки размера системы. Используя данный метод, можно рассчитать размер системы на основании числа типов функциональных элементов создаваемой системы, с внесением поправок на общие системные характеристики и технологический фактор производительности.

Аудит качества (quality audit) - аудит, проводимый с целью выяснить, насколько исполнители придерживаются планов, процедур и стандартов проектов.

Библиотека проекта (project library) - 1) система, предназначенная для организации, контроля и учета всей документации, создаваемой или используемой в проекте; 2) физическое место хранения всех результатов одного проекта, а также административных и вспомогательных материалов. Административное помещение, в которое должны иметь доступ все члены команды проекта.

Бюджет (budget) - заранее определенный план по расходу времени, денег и т. д.

Версия (version) - экземпляр элемента конфигурации, учитывающий все изменения, начиная с конкретного момента.

Возмещение расходов (expence reimbursement) - расходы, которые возмещаются заказчиком (предполагаемые или уже произведенные).

График проекта (project timeline) - спецификация выполняемых работ вместе с количеством ресурсов, необходимых для достижения плановых сроков. См. также Расписание проекта.

Диаграмма Гантта (gantf chart) - инструмент графического представления состояния задач проекта. На диаграмме Гантта длительность каждой задачи откладывается на горизонтальной линии. Начало и конец отрезка соответствуют датам начала и завершения задачи.

Доход (revenue) - поступления, полученные от оплаты предоставляемых услуг, обучения, продаж лицензионных продуктов и оплаты сопровождения проекта.

Жизненный цикл проекта (project life-cycle) - организация проекта из трех основных стадий: планирование, реализация и завершение.

Завершение проекта (project completion) - третья и заключительная часть жизненного цикла проекта. Удовлетворительное завершение проекта и разрешение всех существенных спорных вопросов перед передачей результатов проекта заказчику.

Зависимость (dependency) - отношение двух задач, состоящее в том, что время начала/окончания второй задачи (преемника) связано со временем начала/окончания первой (предшественника). См. также Предшественник, Преемник.

Зависимость задач (task dependency) - отношение двух задач, состоящее в том, что время начала/окончания задачи-преемника ограничено временем начала/окончания задачи-предшественника.

Задача (task) - часть работы, в ходе которой достигается один, и только один, результат. Элементарная единица работы, основа структуры ее разбиения. См. также Структура разбиения работы.

Запрос на изменение (change request) - запрос на изменение требуемого поведения системы, обычно исходящий от пользователя в результате пересмотра им своего поведения. См. также Анализ последствий.

Затраты (cost) - средства, предназначенные или потраченные для приобретения, поставки или производства чего-либо. Например, затраты на предоставление консультационных услуг, аппаратные средства, программное обеспечение и т.д.

Затраты труда (labour cost) - См. Затраты.

Изменение (change) - отклонение от текущей эталонной версии.

Изменение конфигурации (configuration change) - реализация одного или более запросов на изменение, которые сохраняют конфигурацию во внутренне устойчивом состоянии. См. также Анализ последствий.

Инструментальное средство (tool) - программное обеспечение, шаблоны результатов или любое другое средство, упрощающее решение задачи.

Информационные системы (information systems, /S) - системы управления и обработки информации, обычно компьютерные. Аббревиатура IS используется для обозначения подразделения предприятия, ответственного за разработку и функционирование его информационных систем.

Инфраструктура проекта (project infrastructure) - материальные ресурсы, используемые для поддержки выполнения проекта (в том числе библиотека проекта, инструментальные средства, офисные помещения и оборудование и т. п.).

Исполнение этапа (phase execution) - работа по тем или иным методам в течение этапа выполнения проекта.

Категория ресурса (resource category) - см. Уровень градации консультантов.

Ключевой результат (key deliverable) - важный результат, обычно утвержденный заказчиком и подлежащий контролю изменений. См. также Результат.

Ключевой ресурс (key resource) - работник с широким диапазоном навыков и большим опытом, чье участие может быть эффективным в решении многих типов задач или критичным при выполнении специфических задач.

Контролируемый документ {controlled document) - документ, содержащий или являющийся одним из результатов выполнения проекта и подлежащий согласованию (внутреннему или с заказчиком) и контролю за изменениями.

Контроль этапа (phase control} - задачи управления проектом, исполняемые параллельно с исполнением этапа и связанные с осуществлением функций наблюдения, принятия решений и предоставления отчетности в течение этапа.

Контрольная точка оплаты (payment milestone) - важное событие проекта, связанное с необходимостью оплаты. Такие события могут быть привязаны к датам, выполнению задач или получению результатов.

Контрольная точка проекта (project milestone) - важное событие по проекту.

Конфигурация (configuration) - поименованный набор элементов, являющихся результатами проекта. Конфигурация используется для того, чтобы организовывать элементы иерархически и тем самым упрощать управление ими. См. также Элемент конфигурации.

Коэффициент затрат труда (labour cost rate) - внутренние затраты для каждого из уровней градации консультантов, необходимые для предоставления услуг заказчику.

Коэффициент оплаты труда (labour fee rate) - оплата труда для каждого из уровней градации консультантов за предоставление услуг заказчику.

Критерий завершения (completion criteria) - набор стандартов или правил, определяющих выполнение задачи с приемлемым уровнем качества.

Метод (method) - структурно организованный набор задач, оценок и рекомендаций, обеспечивающий систематический подход или порядок.

Метод Oracle (Oracle method, ОМ) - интегрированный метод, состоящий из планов работы, руководств и шаблонов, которые предназначены для получения решений на уровне бизнес-системы предприятия.

Метод временных рамок (timebox) - прием, используемый при управлении проектом. Состоит в фиксации продолжительности задачи и объема выделяемых на нее ресурсов и изменении области применения проекта, исходя из того, сколько времени имеется на выполнение задач. Пути сокращения объема работ намечаются в списке возможностей, которые могут быть исключены при необходимости (в порядке убывания приоритета). Пути наращивания возможностей системы приводятся в подобном списке, упорядоченном по приоритетам.

Методика, прием (technique) - особый подход к решению задачи. Методологическое средство обработки и обсуждения сложных деталей.

Накладные расходы (overhead) - расходы, связанные с предоставлением таких услуг, как аренда, электро- и теплоснабжение и др.

Неконтролируемый документ (uncontrolled document) - документ, который готовится однократно и только в информационных целях. Не подлежит согласованию или контролю изменений.

Обзоры состояния (progress report) - планируемые совещания, на которых рассматривается и обсуждается информация о ходе выполнения проекта, производится корректировка осуществляемых действий, планируются дальнейшие действия, выявляются новые риски и спорные вопросы.

Обладатель роли (role placeholder) - фиктивное обозначение участника проекта с указанием категории, присваиваемое для замены роли (например, аналитик 1 - главный, аналитик 2 - старший).

Область применения проекта (scope) - требуемый заказчиком набор продуктов и услуг с заранее предписанными и проверяемыми характеристиками, который должен быть предоставлен по завершении проекта.

Обслуживание проекта (project office) - ведение библиотеки конкретного проекта.

Описание результата (deliverable guideline) - подробное описание результата, включающее помимо описания как такового, указания на область применения, аудиторию, область распространения, формат, способы контроля, шаблоны и примеры. См. также Результат.

Отчет по проблемам (problem report) - механизм учета, исследования и подтверждения наличия проблем.

Оценка "сверху вниз" (top-down estimate) - обобщенная оценка трудоемкости проекта. На основе общей оценки проекта рассчитываются оценки его составляющих (этапов, разделов и задач).

Оценка "снизу вверх" (bottom-up estimate) - оценка, которая вычисляется на уровне задачи, на основе оценочных факторов, критичных для выполнения этой задачи. См. также Оценочный фактор.

Оценка (estimate) - предварительный расчет времени и стоимости предстоящей работы. См. также Оценка "снизу вверх". Оценка "сверху вниз".

Оценка функциональных узлов (function point estimate) - оценка трудоемкости работ, произведенная при помощи анализа функциональных узлов или эквивалентного ему метода.

Оценочная формула (estimating formula) - формула, использующая оценочные факторы для выведения оценки задачи.

Оценочное число функциональных точек (estimated function point count) - семь функциональных точек для системной сущности плюс пять функциональных точек для системной функции.

Оценочный фактор (estimating factor, EF) - вопрос, оказывающий критичное влияние на объем работы, требуемой для выполнения задачи. См. также Оценка "снизу вверх".

Переход состояния (state transition) - корректное изменение состояния системы или объекта. Моделируется при помощи диаграммы перехода состояний. См. также Состояние.

План (plan} - схема, методика или замысел достижения определенных целей.

План работ по проекту (project workplan) - описание работы, которая должна быть выполнена по проекту, построенное как набор взаимозависимых задач, на которые выделены ресурсы и время.

Планирование проекта (project planning) - первая часть жизненного цикла проекта. Определение проекта с точки зрения требований к области применения, качеству, срокам и затратам. На стадии планирования проекта также распределяются ресурсы и ответственность за реализацию проекта.

Планирование этапа (phase planning) - задачи управления проектом которые корректируют планы проекта и его процедуры, относящиеся к тому или иному этапу, и обеспечивают выделение дополнительных ресурсов, необходимых для исполнения этапа.

Подпроцесс (sub-process) - процесс, протекающий полностью в рамках другого процесса.

Подход (approach) - конкретный способ реализации метода или решения задачи, учитывающий наличие факторов риска, опыт, рекомендации и дополнительные советы.

Пользователь (user) - лицо, которое использует систему для осуществления бизнес-функции.

Представление (view) - средство доступа к подмножеству данных, хранящихся в базе данных.

Предшественник (predecessor) - задача, предшествующая некой другой и связанная с ней зависимостью. См. также Преемник.

Преемник (successor) - задача, следующая за другой задачей и связанная с ней зависимостью. См. также Предшественник.

Проблема (problem) - значительная разница между ожидаемой и реальной способностью достичь определенной цели.

Проверка качества (quality review) - проверка качества результата проекта, соответствия его назначению и соблюдения стандартов и допущений.

Программа (program) - набор кодовых инструкций, выполняемых или интерпретируемых компьютером в ходе выполнения автоматизированной операции. Группа взаимосвязанных проектов, реализуемых последовательно или параллельно и для достижения общей цели. Конкретные проекты внутри программы могут иметь частные цели, но в совокупности они служат достижению цели программы.

Протокол совещания (meeting minutes) - представленная в письменном виде краткая информация о месте встречи, присутствующих, обсуждаемых вопросах, пунктах действий и решениях, принятых на совещании.

Пункт действий (action item) - указание члену команды проекта выполнить определенное действие к конкретной дате.

Рабочее место (site) - уникально устанавливаемое по географическому признаку месторасположение, откуда бизнес-организация может полностью или частично управляться.

Рабочий план (project workplan) - см. План работ по проекту.

Расписание проекта (project schedule) - список задач со сроками их завершения.

Расписание работ (work schedule) - см. Расписание проекта.

Расхождение (variance) - разница между планируемыми и фактическими значениями (например, между планируемым и фактическим временем.

Реальные затраты (actuals) - информация о реальных затратах времени и ресурсов на выполнение задачи, полученная в ходе работы над проектом.

Резерв (contingency) - трудоемкость работ, заложенная в рабочий план по проекту на случай непредвиденной, но возможной дополнительной работы.

Результат (deliverable) - продукт или услуга, получаемые в рамках выполнения проекта или решения конкретной задачи.

Релиз (release) - эталонная версия, выпущенная из репозитария. Ее назначение может быть как внутренним по отношению к проекту (например, для тестирования), так и внешним (например, для заказчика).

Репозитарий (repository) - инструментальные средства хранения информации о системе на любом этапе ее жизненного цикла. Обычное назначение репозитария - обеспечить расширяемость, восстанавливаемость и целостность системы, соблюдение правил именования, а также другие функции управления.

Ресурсы (resource) - персонал, оборудование и материалы, необходимые для выполнения задачи.

Риск (risk) - возможность неблагоприятного для проекта развития событий, из-за которого результаты проекта не будут соответствовать ожидаемым. Со стороны руководства проекта должна быть проведена оценка риска и выработана стратегия его уменьшения.

Роль (role) - набор навыков и умений участника проекта. См. также Обладатель роли.

Руководство по оценке (estimating guideline) - текст, в подробностях описывающий, как производится оценка задачи.

Согласование (acceptance) - утверждение результатов работ по проекту, проводимое обычно заказчиком или пользователем.

Состояние (state) - распознаваемые или определяемые условия, в которых система может находиться в какой-то момент ее жизненного цикла.

Сползание (крен) области применения (scope creep) - появление дополнительных требований после начала работ по проекту без изменения выделенных на проект ресурсов и сроков. Проистекает из ошибочного мнения заказчика, что "небольшие изменения не повлияют на сроки".

Спорный вопрос (issue) - ситуация или проблема, выявленные в процессе выполнения проекта и требующие решения со стороны менеджмента. Нерешенные спорные вопросы могут препятствовать или даже прервать выполнение задач проекта.

Срок оплаты (payment terms) - сроки и условия получения оплаты от заказчика.

Стандарт (standard) - набор правил, устанавливаемых для обеспечения качества процессов и результатов проекта.

Структура разбиения работы (work breakdown structure, WBS) - сведение задач по проекту в иерархию для построения расписаний и подготовки отчетов о состоянии работ.

Тип элемента конфигурации (type) - классификация элемента конфигурации, базирующаяся на его характеристиках или использовании.

Трудоемкость (effort) - объем работы, выраженный в человеко-часах необходимый для выполнения задачи.

Трудоемкость работ (work effort) - см. Трудоемкость.

Указания (guideline) - текст, содержащий инструкции и советы о том, как решить ту или иную задачу, и предлагающий возможные подходы. '

Управление (management) - процесс планирования, контроля и выполнения бизнес-функций.

Управление доступом (access control) - способность управлять наличием у пользователей права выбирать, создавать, изменять или удалять информацию из базы данных.

Управление конфигурацией (configuration management) - процесс управления аппаратными средствами, программным обеспечением, данными а также документацией в ходе разработки, тестирования и использования информационных систем.

Управление этапами (phase management) - задачи управления проектом, необходимые для планирования, контроля и завершения исполнения этапа.

Уровень градации консультантов (consulting grade level) - уровень градации, присваиваемый консультационным ресурсам. Используется для расчета стоимости консультационных услуг. Колеблется в диапазоне от единицы (помощник администратора) до десяти (региональный вице-президент).

Фактор накладных расходов (overhead factor) - коэффициент, связанный с категорией накладных расходов, таких, как корпоративные, административные, связанные с осуществлением практической деятельности и т. д. См. также Накладные расходы.

Цели проекта (project objectives) - набор критериев для измерения эффективности проекта.

Шаблон результата (deliverable template) - инструмент, призванный упростить получение результата; шаблон, задающий формат и структуру результата. См. также Результат.

Элемент конфигурации (configuration item) - результат проекта или компонент результата, контролируемые в рамках процесса управления конфигурацией. См. также Результат.

Эскалация (escalation) - передача ответственности за разрешение спорного вопроса, риска, изменения на более высокий уровень принятия решения.

Эталонная версия, базовый набор (baseline) - 1) начальная точка или условие, относительно которых определяются последующие изменения; 2) именованный набор версий объектов, задающий конфигурацию в конкретный момент времени. Эталонная версия обычно представляет собой контрольную точку или важный результат проекта.

Этап (phase) - набор разделов проекта, реализация которых приводит к существенному результату или контрольной точке.

© 2007 bpmas

Hosted by uCoz